16:27 23 марта 2016 г.
Сегодня деятели театра ждут десятилетиями почетного звания, словно дается оно за выслугу лет, а не за талант и мастерство. Иногда артисты уходят из жизни, так ничего и не дождавшись.
Ситуация более чем странная, ведь, на самом деле, от государства ничего не требуется – ни одно почетное звание не дает никаких особых привилегий, не предусматривает никаких обязательных доплат к заработной плате и даже к пенсии. Так в чем же дело? Почему Комиссия по наградам, не зная, не видя творческих работ кандидатов, а лишь по формальным бумагам принимая решения, отказывает абсолютному большинству?
Приведу только один пример, хотя таких примеров много по всей России. В Свердловской области работают 36 (!) театров. За прошедшие 5 лет, с 2011 года, в Комиссию по государственным наградам направлены несколько десятков кандидатов для присвоения им почетных званий: заслуженных и народных артистов, заслуженных деятелей искусств, заслуженных работников культуры. И только два человека, из десятков (!) кандидатов, повторяю, только два человека, получили почетные звания. И я доподлинно знаю, что так происходит повсеместно.
Признаюсь, я выступал по этому поводу неоднократно. Писал письма большим начальникам, а недавно с просьбой обратился даже к президенту России. Хотя, я понимаю, как это нелепо выглядит: Владимиру Владимировичу Путину сейчас только и осталось заниматься почетными званиями артистов. Но что делать, если проблему, по сути пустячную, по-другому не решить?
Почетные звания должны даваться за талант, за мастерство, за служение сцене, а не за популярность, обретенную мельканием на телеэкране. У меня по-настоящему болит душа за артистов, потрясающих артистов российской провинции, играющих в своем родном театре весь мировой репертуар, артистов, на которых держится театр и ходят зрители. Но не их вина, что их не знают столичные чиновники. Это беда членов Комиссии по наградам. Да, они не звезды сериалов, но это им не мешает, а может наоборот помогает быть истинными Мастерами сцены. И вот именно эти талантливые и неустанные труженики российских театров из разных городов России годами ждут государственного признания. Это так несправедливо! И это несправедливо не только по отношению к ним, но и по отношению к театрам, где они работают, и по отношению к зрителям.
Я убежден, что в любом городе N авторитет театра в разы вырастает, когда в его труппе есть народные артисты России. И зрители гордятся ими, они верят в то, что их театр не хуже других.
Но, как говорится, свято место пусто не бывает. «Не признаете нас, – правильно решили в регионах, – тогда мы будем учреждать собственные звания и награды». И понеслось! Поехало! Уже есть «Заслуженный деятель культуры Омской области», «Заслуженный деятель искусств Кубани» и много другого.
В принципе, почему бы нет? Но меня настораживает, что это не только снижение уровня признания. В этой тенденции я вижу и угрозу обособления регионов, распада на отдельные «княжества», живущие по своим законам. Россия – единое государство и объединяют его, в том числе, и почетные звания, присвоенные от имени Российской Федерации.
Меня возмущает еще и то, как Комиссия по государственным наградам беспардонно позволяет себе одно звание заменить другим. И в результате: ведущей актрисе такого-то театра вдруг предлагают вместо звания «Заслуженная артистка» стать, например, «Заслуженным работником культуры». И в этом я вижу абсолютную некомпетентность и полнейшее бездушие, непонимание специфики актерского труда, актерской психологии, наконец, актерских амбиций, без которых немыслима эта профессия.
Стоит ли так сокрушаться по поводу актерских почетных званий? Может и не нужны они вовсе? Может быть.
Только тогда давайте вообще отменим все почетные звания. А пока они есть, наше дело сделать так, чтобы за свой труд деятели российского театра получали заслуженное общественное признание.
Александр КАЛЯГИН,
председатель СТД РФ,
народный артист России
Опубликовано 22.03.2016
Союз театральных деятелей Чувашской Республики
Первоисточник: СТД Российской Федерации