18 сентября 2019 г.
Выпуск №1-221|2019, Лица
«...Во все времена, начиная с древнегреческой трагедии и заканчивая мейерхольдовскими экспериментами в биомеханике, театр был наставником, учителем, старшим товарищем. Сегодня, в век компьютеризации общества и активизации информационного потока, его воспитательная функция особенно усилилась. Современному поколению людей важно уметь фильтровать видимое и слышимое, то есть определять, что хорошо, добротно, достойно внимания, а что плохо, низко, второсортно. Мы всегда пытаемся идти навстречу зрителю, отвечая на его запросы как по части репертуара, так и относительно выбора постановочных средств. Но, вместе с тем, стараемся не опускать заданную 100 лет назад планку и не скатываться до пошлости, дешевого заигрывания с публикой, эффектов ради эффектов. Ведь театр - это и есть камертон нравственности и высокого вкуса, звучащий в мировом сознании...»
Высказывание народного артиста СССР, заслуженного деятеля искусств России и Чувашии, лауреата Российской национальной театральной премии «Золотая Маска», кавалера ордена «За заслуги перед Чувашской Республикой» Валерия Яковлева, открывшее приуроченное к Году театра в России заседание Союза театральных деятелей Чувашии по итогам сезона 2018/2019, как нельзя более точно отражает его творческие взгляды. Работы режиссера пленяют не только выразительными образами, но и открытостью и доступностью постановочного языка, будучи по-своему понятными всем, от взыскательных членов жюри международных конкурсов до обычных сельских тружеников, целыми автобусами привозимых на спектакли Чувашского государственного академического драматического театра им. К.В. Иванова, недавно отметившего вековой юбилей, и вот уже четыре десятка лет возглавляемого Валерием Яковлевым.
Самому же Валерию Николаевичу исполнилось 80, но, несмотря на столь внушительную дату, юбиляр полон душевной молодости, творческого азарта и неуемной энергии подлинного Меркуцио. Именно с этой роли в шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта» в 1961 году начался его профессиональный путь, когда он, высокий, статный, вернулся в Чебоксары с почетным званием выпускника второй чувашской студии Государственного института театрального искусства им. А.В. Луначарского под руководством народного артиста СССР, ученика самого Константина Станиславского, незабвенного МХАТовца Василия Орлова. Сильное впечатление на зрителей производили его Андрейка («Свадьба в Малиновке» Л. Юхвида), Леонардо («Кровавая свадьба» Ф.Г. Лорки), Микола («Любовь и тыква» И. Стаднюка), Александр III («Волны бьют о берег» Н. Терентьева), халиф Джафар аль-Мухтадир («На распутье» И. Петровой), Аскольд («Именем твоим» П. Афанасьева).
Свидетельством высокой исполнительской техники Валерия Яковлева стал образ Азамата в трагедии Я. Ухсая «Тудимер», разработанный им с истинным мастерством. Актер продемонстрировал не только тонкую психологическую обрисовку чрезвычайно важного и сложного характера отца возлюбленной Тудимера, но и отточенность в создании многогранного психологического портрета, глубокое знание национального характера. В поисках внешнего рисунка роли он придавал большое значение пластике, ритмическому построению речи, внутренней логике и естественности поступков, богатству портретной характеристики. По-крестьянски простоватый в доме воеводы, деспотичный в диалогах с дочерью, угодливый при встрече с солдатами герой представал хищником, ослепленным жаждой наживы и ратующим за сохранение богатства любой ценой. К финалу алчность доводила его до безумия, сделав убийцей собственной жены и предателем своего народа.
Яркий контраст коварному и жестокому Азамату - глуповатый, «недалекий», очаровательный в своей нелепости Иван в комедии Н.Айзмана «Выйди, выйди за Ивана». Зазнавшийся сынок сельского торговца, сватающийся к красавице Марук, получает отказ и решает устроить ее похищение. Тут-то и начинается самое интересное. Увлекая зрителей в незатейливый, обаятельный в своей простоте и такой манящий мир народного юмора, актер завораживал импровизационностью, живостью и непринужденностью подачи материала, доступностью исполнительского высказывания и целым каскадом артистических находок. Роль Ивана буквально была переполнена смачными игровыми моментами, задававшими темпоритм всему сценическому действу.
Несмотря на артистические успехи, больше всего Валерию Яковлеву хотелось ставить. Эта страсть усилилась в ГИТИСе, под режиссерским крылом народной артистки России, профессора Марии Осиповны Кнебель, ученицы Константина Станиславского. Выпускной 1967 год и первые постановочные опыты на Дальнем Востоке, в Комсомольске-на-Амуре, теперь кажутся недосягаемо далекими. Однако мастер по-прежнему непредсказуем, энергичен в мысли и в слове. Его почерк отличают многообразие стилей и жанров, исследование личности человека, подробный психологический анализ явлений и социальных изменений в обществе. К числу этапных работ режиссера, впечатляющих масштабом, органичностью, цельностью, оправданностью, можно отнести спектакли «Двенадцатая ночь» и «Виндзорские проказницы» У. Шекспира, «Земля и девушка» и «После молнии гром» Н. Терентьева, «Черный хлеб» Н. Ильбекова, «Солдатская вдова» Н. Анкилова, «Деньги для Марии» В.Распутина, «Варвары» и «На дне» М. Горького, «Тихий Дон» М. Шолохова, «Власть тьмы» Л.Н. Толстого, «Кужар» и «Айдар» П. Осипова, «Идиот» Ф.М. Достоевского, «Арлезианка» А. Доде, «Дон Жуан - жертва страсти безнадежной» А.С. Пушкина.
Все, за что бы ни брался Валерий Николаевич, превращается в развернутое монументальное полотно, соединяющее в себе лучшие достижения русского классического театра с элементами самобытной национальной культуры. Ярким примером тому служит драма Н. Сидорова «Плач девушки на заре», постановка которой принесла ему Государственную премию Чувашии в области литературы и искусства (1999), а также диплом «За культурную постановку спектакля» на Международном театральном фестивале тюркских народов «Науруз» (Казань, 1998). Огромной победой для труппы стала драма А. Тарасова «Свет далекого счастья», возникшая на рубеже XX и XXI веков. Сценическое действо, необычное по стилистике и языку, охватывало разные временные и пространственные плоскости. Земной и потусторонний миры возникали в тесном единении, сплетаясь в паутину вопросов и противоречий. В 2004 году Валерий Яковлев вместе с исполнителями главных ролей был удостоен Государственной премии России в области литературы и искусства.
Брожение на стыке реальностей, игры с подсознанием, философские рассуждения о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего - все это очень характерно для режиссерской манеры юбиляра. Так, например, предшественницами спектакля «Свет далекого счастья» были драмы «Ежевика вдоль плетня» Б. Чиндыкова, завоевавшая первые премии на Всероссийском фестивале «Лучшие спектакли России» (Орел, 1990), на I Международном фестивале тюркоязычных театров «Туганлык» (Уфа, 1991), на Всероссийском фестивале «Федерация-92» (Чебоксары, 1992), и «Прощание с Матёрой» В. Распутина - спектакль, одержавший победу на II Международном фестивале тюркоязычных театров «Туганлык» (Уфа, 1996). Спектакли объединяла близость к народным верованиям, фольклору и памяти предков. Кто мы? Как и для чего приходим на эту землю? В чем наше предназначение? Вопросы, поставленные режиссером, по сей день звучат актуально и современно. Используя синтез реалистического и условно-метафорического языков, он уводил зрителей по ступеням познания и стремился поднять уровень их восприятия до образного понимания сценического повествования.
Последовательницами философской линии творчества постановщика стали драмы «Голос печального вяза» Д. Гордеева и Г. Кириллова и «День очищения» А. Тарасова, одержавшие победы на Республиканском конкурсе театрального искусства «Узорчатый занавес» в номинации «Лучший спектакль года» (2006, 2014). Высокие отзывы критиков получила драма М. Карягиной «Часы с кукушкой», с успехом показанная на VI Международном фестивале тюркоязычных театров «Туганлык» (Уфа, 2017) и подарившая Валерию Яковлеву победу в номинации «Лучшая сценография», а также диплом Министерства культуры Республики Башкортостан «За творческое проникновение в душу народную».
Несмотря на то, что в своей режиссуре Валерий Николаевич часто берется за болезненные и острые темы, в его творчестве много и жизнерадостных спектаклей, пронизанных светом и невероятно оптимистичным взглядом на жизнь. Таковы комедии А. Чебанова «Тетушка Праски дочку выдает», удостоенная звания лауреата на Всероссийском театральном фестивале «Образ сельского труженика в драматургии и на сцене» (Ярославль, 1984), и «Бабушка Праски внука женит». Рассказывая о приключениях смекалистой и жизнелюбивой старухи, режиссер стремился передать на сцене игровую природу традиционного фольклорного творчества, максимально раскрепостить актеров и зрителей и окунуть их в бурлящую стихию исконно народного юмора.
«Взращивая» свой театр сразу по нескольким направлениям, Валерий Яковлев привлекал чувашских драматургов для создания прочной репертуарной базы и современных спектаклей с героем нынешних дней, подбирал чувашские и переводные классические произведения и современно их переосмысливал. Яркими примерами нового подхода к классике служат трагедия А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» и драма «Морозное дыхание метели» по мотивам рассказов И.А. Бунина, одержавшие победы на «Узорчатом занавесе» (2000, 2005). Глубоко личностным прочтением удивила постановка драмы Ф.Г. Лорки «Дом Бернарды Альбы», отмеченная на VII Международном театральном фестивале тюркских народов «Науруз» в номинации «Лучшая работа режиссера» (Казань, 2005).
Подлинной национальной фреской стала драма Ф. Павлова «В деревне» с целой мозаикой из броских изобразительных деталей, помогающих нам полнее ощутить трагедию героев. Значение имеет каждый штрих - неслучайно Валерий Яковлев взял в свои руки и оформление спектакля. Камерные по настроению сцены свиданий героев резко контрастируют с общим темпоритмом постановки: изобилием бытовых эпизодов с самыми разными характерными персонажами, национальными песнями, плясками и обрядами, на которые нам так интересно взглянуть из современности. Здесь, как и во всех спектаклях театра, нет статистов и миманса, и каждый участник массовых сцен - яркий «солист» со своим «багажом» ролей.
Не менее значимая работа - постановка драмы И. Максимова-Кошкинского «Константин Иванов», приуроченная к 125-летию со дня рождения классика чувашской поэзии, имя которого носит театр, и одержавшая победу в «Узорчатом занавесе-2016». Режиссерский слог Валерия Яковлева узнаваем своей величавостью и монументальностью. Повествование дышит размеренно, порой тяжело, будто набирающий скорость поезд. И в то же время - точно изящная вышивка на широком чувашском полотенце: национальные песни и танцы, сплавленные в эпические «глыбы» массовых сцен. Задавая тон в прологе, они слой за слоем пропитывают спектакль, завершая его торжественным эпилогом.
Смелым шагом в работе над проблемой привлечения зрителя стало обращение Валерия Яковлева к одному из самых распространенных и модных жанров современной сцены - в 2016 году впервые в театральной афише появился мюзикл Ю. Григорьева и В. Николаева «Во мне душа Пихампара», рассказывающий о непростых взаимоотношениях разных слоев современного общества, где каждый отстаивает свою правду и преследует собственные цели. Проникаясь духом древних легенд о чувашском языческом боге Пихампаре, режиссер пытается сказать нам: только в единстве наций, культур, религий наша сила, только сообща мы сможем победить врагов современного человечества - насилие, террор, вандализм. В спектакле задействованы актеры как молодого, так и старшего возраста, и все они демонстрируют завидную мобильность и великолепное владение своим телом, виртуозно танцуя и двигаясь. В каждой картине ощущаются особая слитность компонентов, органика в переходах от одного вида исполнительского искусства к другому.
Отдельная сфера режиссерской деятельности Валерия Яковлева - постановка тематических концертных программ и уличных театрализованных представлений, которых более ста двадцати. В числе самых значимых из них концерты открытия Дней культуры Чувашии в Москве в концертном зале «Россия», Дней литературы и искусства Чувашии в Горьковской области, в Республике Беларусь, Татарской, Башкирской, Мордовской Республиках, концерты, посвященные 75-летию образования Чувашской Республики и 1100-летию Волжской Булгарии, 150-летию чувашского просветителя Ивана Яковлева, театрализованные представления, посвященные 500-летию Чебоксар, 425-летию добровольного вхождения чувашского народа в состав Русского государства, 50-летию Победы в Великой Отечественной войне. Долголетнее служение Валерия Яковлева чувашскому драматическому искусству повлекло за собой абсолютное единение артистов и личности режиссера, его постановочной и мировоззренческой позиций.
Фото из архива
Чувашского государственного академического драматического театра им. К.В. Иванова
Статья в PDF
Фотогалерея