04 июля 2022 г.
...Москва. 15 июня уже далекого 2004 года, 13.00. Церемония вручения Государственной премии Российской Федерации. В Екатерининском зале Кремля по традиции собрались выдающиеся деятели литературы, культуры, искусства и науки. Здесь писатель Валентин Распутин и художественный руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин, легенда отечественного кино Юрий Яковлев и звезда фильма «Кукушка» Вилле Хаапасало...
Наград в творческой копилке Светланы Андреевой много, да еще каких! Она – заслуженная артистка Чувашии, лауреат Республиканского конкурса театрального искусства «Узорчатый занавес», но тот самый день, когда из рук Президента Российской Федерации Владимира Путина была получена заветная коробочка с дипломом и нагрудным знаком, ведущая актриса Чувашского академического драматического театра имени К.В. Иванова помнит как сейчас. И фотографирование с Владимиром Владимировичем после официальной части, и роскошные букеты цветов, даримые главой государства всем женщинам-лауреатам, и бокалы шампанского на подносах, и то, как радушно потом встречали в Чебоксарах участников и создателей спектакля «Инçет телей çути» (Свет далекого счастья). Его премьера, буквально взорвавшая российские подмостки в 2001 году (спектакль одержал победу на международных фестивалях «Науруз» в Казани и «Волкову, Волкову, Волкову всем мы обязаны» в Ярославле, был показан в московском театре «Содружество актеров Таганки»), ознаменовала новый виток развития не только чувашского театрального искусства, но и всего национального театра в целом.
- Светлана Владимировна, вот уже три десятка лет Вы дарите свое творчество жителям Чувашии. Сегодня у Вас есть все – успех, богатая репертуарная палитра, любовь публики. А приходилось ли Вам когда-нибудь разочаровываться в выбранной профессии?
- Приходилось, причем не раз, так что хотелось все бросить и уйти. Для зрителей театр – некий идеальный мир, где герои и героини проживают невероятную жизнь, полную приключений, открытий и волшебства. Но это только на сцене, а за кулисами случается всякое, и не всегда твой профессиональный путь складывается так безоблачно и радужно, как хотелось бы – дают о себе знать и сложности репетиционного процесса, и недопонимание со стороны коллег, и эмоциональное выгорание. Впрочем, главное вовремя остановиться и сказать себе: «Потерпи, и это пройдет». Так говорила моя мама, и действительно – не успеешь оглянуться, как вдруг происходит что-то хорошее, и у тебя словно открывается второе дыхание. Ты разом забываешь о неприятностях, с воодушевлением берешься за новый материал, а свою профессию, несмотря на трудности и издержки, считаешь самой прекрасной. Да что уж тут говорить, сколько себя помню, всегда мечтала стать актрисой. Девчонкой хотела быть похожей на Аллу Пугачеву, разъезжать по гастролям, раздавать автографы, а по родной деревне Акшики Мариинско-Посадского района Чувашии рассекать на шикарной черной «Волге». (Смеется). И хотя поначалу пошла в кулинарное училище, даже там умудрялась найти время для творчества – участвовала в художественной самодеятельности, а однажды заняла первое место в танцевальном конкурсе, получив похвалу от известного чувашского хореографа Людмилы Няниной, долгое время блиставшей в Чувашском академическом ансамбле песни и танца. О наборе в Высшее театральное училище имени М.С. Щепкина (чувашская студия, курс профессора В.П. Селезнева – прим. ред.) узнала от тети, та услышала объявление по радио. Первый тур я прошла, на втором меня срезали, но, когда приехала комиссия из Москвы, решила снова попробовать свои силы. Пришлось не только петь, танцевать и декламировать (я прочла стихотворение Михаила Сеспеля про море), но даже продефилировать в купальнике и на каблуках. Казалось, что смотрят на всех, кроме меня, и я заплакала. И тут один из членов комиссии спросил: «Светлана, вы курите?». Вопрос окончательно выбил меня из колеи, и я, сама того не ожидая, как закричу от возмущения: «Кто?! Я?!». Лишь через несколько лет, вновь и вновь перебирая в памяти подробности вступительных экзаменов, я поняла, что этим провокационным вопросом, прозвучавшим как гром среди ясного неба, экзаменаторы хотели проверить мой характер. И я поступила, а дальше театр стал моим домом.
- Позволю себе заметить, что дома у Вас – тоже театр: Ваш супруг, заслуженный артист Чувашии Аркадий Андреев играет с Вами на одной сцене, у него есть свои яркие образы, поклонники, творческие планы. Видите ли Вы в нем соперника?
- Ну что вы, Аркадий, наоборот, меня всячески поддерживает, вселяет спокойствие, оптимизм, веру в собственные силы, мы искренне радуемся успехам друг друга. Когда нас, будущих «щепкинцев», провожали в Москву, моя бабушка дала мальчикам строгий наказ «не обижать девчонок». При этом посмотрела почему-то именно на Аркашу. Впрочем, на него трудно было не засмотреться – высокий, статный, с густыми волнистыми волосами, выразительными чертами лица, немного старше остальных, только-только после армии... Глаз не оторвешь! (Смеется). На втором курсе мы поженились, тут же у нас родилась первая дочь Татьяна. Было очень трудно, но выручала мама, успевавшая и преподавать в школе, и помогать молодой семье. Когда Танюше исполнилось три месяца, передо мной встал выбор – сидеть с ребенком или продолжать учебу. Я выбрала второе, а с дочкой осталась мама.
- С чего начинался ваш сценический путь?
- После окончания учебы в 1993 году мне дали маленькую роль в спектакле по повести В. Распутина «Прощание с Матерой» (Сывпуллашу), с которым наша труппа ездила на фестивали в Санкт-Петербург и Уфу. Потом была Фиса в комедии Н. Сидорова «Хĕр çураçма кайсан» (Сватовство). Образ давался очень трудно и стал настоящим камнем преткновения, многие актеры старшего поколения были мною не довольны, и тогда я впервые подумала о том, чтобы оставить сцену. Однажды нас с моим однокурсником и партнером по спектаклю Колей Захаровым вызвал режиссер Николай Васильевич Корчаков и устроил так называемую работу над ошибками. Объяснил, на что нужно обратить внимание и сделать акцент, дал несколько практических советов, после чего все получилось. Одной из последних удачных работ, неизменно вызывающих слезы на глазах зрителей, считаю пьесу А. Дударева «Ан пăрахсам мана...» (Не покидай меня) режиссера Наталии Сергеевой, где я играю роль Зины Батян, мне вообще очень близки образы отважных и мужественных женщин. Было бы здорово выступить с этим спектаклем перед защитниками Донбасса, чтобы поднять их боевой дух.
- Одна из Ваших главных наград – Государственная премия России в области литературы и искусства, которую вы получили в 33 года за роль Зойки в спектакле по пьесе современного чувашского драматурга Арсения Тарасова «Свет далекого счастья». Говорят, когда человек достигает возраста Христа, в его жизни происходит нечто особенное, порой необъяснимое...
- Даже в том, что мы с Арсением Алексеевичем однофамильцы (моя девичья фамилия тоже Тарасова), есть какой-то знак свыше. Уже на первой читке пьеса приглянулась мне своей душевностью и необычайной теплотой, очень захотелось в ней сыграть. Когда услышала от кого-то, что якобы для меня здесь нет подходящей роли, не на шутку расстроилась. К счастью, у режиссера спектакля и художественного руководителя нашего театра, народного артиста СССР Валерия Яковлева глаз наметанный, он сразу разглядел во мне эту маленькую героиню с большой душой, тщетно пытающуюся спрятаться от жестокости земного мира и обрести путь к спасению. С самых первых репетиций у нас с Валерием Николаевичем наладился творческий контакт, работа шла легко и быстро, а играла я с удовольствием, хотя роль требовала огромных внутренних затрат. К примеру, когда в 2002 году показывали «Свет далекого счастья» в Казани на VII Международном театральном фестивале тюркских народов «Науруз», я так переволновалась, что в первом акте у меня заложило ухо, и я практически перестала слышать партнеров по сцене. Но несмотря на то, что весь спектакль прошел как в тумане, до сих пор отчетливо помню какую-то магическую связь со зрителем, ту энергию, которая исходила от зала и ощущалась каждой клеточкой кожи, то фантастическое осознание того, что тебе верят, сопереживают, за тобой идут. Значит, все это не зря, и когда занавес закроется, твой образ не растает вместе с последним огнем рампы, а будет жить в чьих-то мыслях, умах, сердцах... Не дождавшись объявления результатов, мы вернулись в Чебоксары, и вдруг ночью к нам в квартиру с шумом врываются коллеги, поздравляют меня с триумфом, вручают конверт с премией. Оказывается, я одержала победу в номинации «Лучшая роль второго плана». Что ж, то ли еще будет!
Зоя Яковлева
Мария Митина
Газета "Чувашия театральная"